Главная

Коротко про бизнес-планы

С проекта бизнес-плана начинается построение мало-мальски приличного бизнеса. Это необходимо для четкого понимания происходящих процессов, а также своевременного принятия решений и оценки перспектив.

Если бизнес-план пишется для себя, увлекаться его оформлением не следует — в этом случае хватит объема в 15-20 листов. Рекомендованный объем бизнес-плана для инвесторов и партнеров — 35-40 листов. Примеры бесплатных бизнес-планов можно найти в Интернете, что касается платных вариантов, то стоить они могут в районе 20-50 долларов — так что если Вам предлагают супер бизнес-план по баснословной цене, скорее всего, здесь кроется подвох.

Не нужно писать бизнес-план сложным языком — чем проще и понятней будет документ, тем легче он будет восприниматься. Планирование должно быть реалистичным — лучше не досчитать доходы, а расходы заложить максимальные. Это позволит избежать неприятных сюрпризов.

Хороший бизнес план требует солидной подготовки — соберите всю важную информацию, используя и внутренние, и внешние источники, и распределите ее по разделам документа. В каждом разделе должны быть идеи и вопросы, требующие обсуждения. Черновой бизнес-план изменяется по ходу его написания до тех пор, пока не сформируется окончательная концептуальная основа для составления “чистовика”.

В приложении помещаются годовые отчеты, технические описания, договоры. Приложение рекомендуется представлять отдельно. Не забудьте про оглавление — на завершающем этапе следует лишний раз проверить соответствие страниц.

Структура и форма документа должна быть ориентирована на потребности конкретного читателя. Наличие иллюстраций и графиков “оживляет” текст — для их составления можно воспользоваться возможностями, которые предоставляет современное компьютерное ПО. Прогнозы необходимо подкреплять цифрами — согласуйте друг с другом план движения денежных средств, показатели прогнозируемого баланса и план прибылей/убытков. Также в бизнес-плане должны быть отражены риски, с которыми предприятие может столкнуться. Следует представить несколько разных сценариев развития (реалистичный, оптимистичный, пессимистичный) и альтернативную стратегию. Проанализируйте сильные и слабые стороны проекта.

Перед тем, как подготовить окончательный вариант, стоит показать бизнес-план консультанту, юристу или партнеру, чтобы с учетом его критики внести необходимые коррективы.

Качественные юридические услуги только у нас

Рекомендуем  датчик силы в Киеве