Главная

Осведомитель (сексот) – долг, а не призвание или Ода о профессиональной тайне

20.08.2010 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращение и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее Закон).
В этой связи, хотелось бы отметить некоторые интересные моменты.
Так, ч. 2 ст. 5 Закона определяет субъектов т.н. первичного финансового мониторинга.

К ним относятся:
1)  банки, страхователи (перестраххователи), кредитные союзы,
ломбарды и прочие финансовые учреждения;
2)  платежные организации, члены платежных систем, еквайринговые
и клиринговые учреждения;
3)  товарные, фондовые и прочие биржи;
4)  профессиональные участники рынка ценных бумаг;
5)  компании из управление активами;
6)  операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят
финансовые операции по переводу средств;
7)  филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
8)  специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга:
а)субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги во время осуществления операций по купле-продаже недвижимого имущества;
б)  субъекты хозяйствования, которые осуществляют торговлю за
наличный расчет драгоценными металлами и драгоценным камнями и изделиями
из них, если сумма финансовой операции равняется ли превышает сумму,
определенную частью первой статьи 15 этого Закона (150000 грн., а для юрлиц занимающихся азартными играми – 13000 грн.);
в) субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные
игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино;
г)  нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические
лица — предприниматели, которые предоставляют услуги из бухгалтерского учета, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги (за исключением лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений) в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 этого Закона (при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества или подготовке таких сделок, при условии, что сумма такой операции равна или превышает 400000 гривен);
ґ)  физические лица — предприниматели и юридические лица,которые проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, предоставляют услуги) за наличный расчет, при условии, что сумма такой финансовой операции равняется ли превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 этого Закона, в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 этого Закона;
9)  другие юридические лица, которые за своим правовым статусом не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.
Следуя логике законодателя, вышеуказанные представители профессиональных цехов обязаны сообщать в Специально уполномоченный орган (для каждого субъекта первичного мониторинга он определен Законом отдельно) информацию (данные) о своем клиенте, который изъявил желание купить объект недвижимости или совершить иную сделку на соответствующую сумму.
А как же быть с нотариальной, адвокатскай, профессиональной тайной?
Ответ на этот вопрос указан в ч.ч. 6,7 ст. 8 Закона, согласно которого (языком оригинала):
6. Нотаріуси як суб'єкти первинного фінансового моніторингу не повідомляють Спеціально уповноважений орган про свої підозри щодо фінансових операцій у разі, якщо відповідна інформація стала їм відома за обставин, що є предметом таємниці вчинюваних нотаріальних дій, крім випадків посвідчення договорів купівлі-продажу нерухомого майна, за умови, що сума такої операції дорівнює чи перевищує 400000 гривень або дорівнює чи перевищує суму в іноземній валюті, еквівалентну 400000 гривень.
7. Адвокати, особи, які надають юридичні послуги, аудитори, аудиторські фірми, фізичні особи — підприємці, які надають послуги з бухгалтерського обліку, не повідомляють Спеціально уповноважений орган про свої підозри щодо фінансових операцій у разі, якщо відповідна інформація стала їм відома за обставин, що є предметом їх адвокатської таємниці та професійної таємниці, коли вони виконують свої обов'язки щодо захисту клієнта, представництва його інтересів у судових органах та у справах досудового врегулювання спорів.”
Также, хотелось бы отметить, что в п.п. „Г” п.8 ч. 2 ст. 5 Закона указано что к субъектам первичного финансового мониторинга не относятся лица, предоставляющие услуги в рамках трудовых правоотношений.
Исходя из вышеизложенного, субъекты первичного финансового мониторинга вынуждены будут заключать соответствующие договора с клиентом на предоставление услуг, дабы не попасть под действия санкций данного Закона.